Проектно-исследовательская деятельность
Подробную информацию вы можете найти на моем сайте "Технология написания исследовательских работ"
Рабочая программа курса: Опыты и эксперименты в обществознании
День науки 2016
Организация исследовательской деятельности обучающихся в преподавании истории и обществознания
Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Поэтому ведущей педагогической идеей сегодня является формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания. Учитель ставит перед собой и решает следующие задачи:
- создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету;
-формирование и развитие компьютерной грамотности ученика , поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;
-создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы преподавания;
-обеспечение системной интеграции знаний
-содействие получению не только базовых, но и «углубленных» умений, знаний и навыков обучающихся;
Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Исследовательская деятельность учащихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи предполагает наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения в области истории
Во время работы над проектами всегда стараюсь поддерживать самостоятельность мысли и действий ребенка, уважать его точку зрения, создавать условия для творческого процесса созидания.
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся обосновывается как образовательная технология, выступающая средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, восполнения и развития интеллектуального потенциала общества, способствует росту престижа предмета привлекает внимание к ее учебно-воспитательным возможностям, пробуждает интерес к науке.